![]() |
СПИСОК ТРУДОВ | ФОТОГАЛЕРЕЯ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |
ОСНОВОПОЛОЖНИК МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛАТИНОАМЕРИКАНИСТИКИ В РОССИИ
Павел Алексевич Пичугин родился 29 июня 1932 года в Перми, куда его мать, Нина Петровна (в девичестве Пирожкова) уехала рожать к свекрови Елизавете Петровне (в девичестве Струйской), в семью потомственных пермских врачей. Елизавета Петровна была последней в роду Струйских, известного в истории дворянского рода, начиная с поэта Николая Струйского и его жены, чей портрет кисти Рокотова висит при входе во второй зал Третьяковской галереи. В будущем Павел Алексеевич иногда подписывал свои публикации этой фамилией. В скором времени молодая мать с новорожденным ребёнком вернулись с Урала в московскую квартиру к мужу и теперь отцу, но местом рождения Павла Алексеевича навсегда осталась Пермь, что делало его биографию коренного москвича, по его шутке, «подмоченной». Оба родителя Павла Алексеевича, Нина Петровна и Алексей Павлович, закончили школу в Перми и уехали в Москву, где вместе поступили на химический факультет МГУ. Они поженились по окончании университета, отработали по распределению и вскоре вернулись в Москву. Оба родителя Павла Алексеевича происходили из образованных семей, были начитаны, одарены, имели прекрасный гуманитарный кругозор. Алексей Павлович умело подбирал домашнюю библиотеку для всех членов семьи. Нина Петровна имела актёрский дар, хорошо рисовала, играла на пианино, писала. Алексей Павлович быстро становился крупным работником нефтяной промышленности, впоследствии и до конца жизни начальником отдела ГОСПЛАНА РСФСР. В 1936 году родилась сестра Павла Алексеевича Ирина Алексеевна Пичугина (позднее в замужестве Свешникова), и Нина Петровна, по настоянию мужа и собственному согласию, ушла с работы, чтобы заниматься детьми. Брат и сестра получили замечательное, на традиционно русский манер, домашнее воспитание, настоенное на русской литературе. Павел Алексеевич был исключительно одарённым ребёнком с великолепной памятью и обширными познаниями. Когда началась Великая Отечественная Война, ему исполнилось девять лет и он перешёл во второй класс. В июле, по воспоминаниям его сестры Ирины Алексеевны, семья ехала в эвакуацию в Пермь, сначала на автобусе, потом на теплоходе. Во время путешествия девятилетний Павлик написал поэму «Путешествие из Москвы в Пермь» онегинской строфой. Его будущие, уже в зрелом возрасте, многочисленные переводы песенных форм испанского языка на русский, отличаются тем, что сохраняют, кроме поэтической стилистики песен, музыкальность и ритм испанского стиха,- единственный, по мнению специалистов, подобный опыт в русской испанистике. В эвакуационной Перми рисунки Павлика пером увидел художник Журавлёв, старый мастер XIX века, чьи картины висели в Третьяковской галерее, и заметил, что мальчик - природный график, и ему необходимо учиться. Однако шла война, затем разруха, и время ушло, а новые интересы оттеснили рисунок. Остался на всю жизнь каллиграфически безукоризненный почерк рукописей и чёткий шрифт домашних записок, обнаруживающие организованное и изящное мышление. Графический дар наследовала единственная дочь Павла Алексеевича Наталья (став впоследствии графическим дизайнером), от брака с Галиной Георгиевной Сорокиной, будущим журналистом, главным редактором пушкинской газеты “Автограф” и журнала “Культура и свобода”. После войны семья вернулась из эвакуации в Москву. Павлик учился всегда блестяще, под недолгим руководством преподавателей самостоятельно научился играть на пианино, закончил среднюю школу с отличием и поступил на русское отделение филологического факультета МГУ, традиционно знаменитое в России (и, надо заметить, в мире) лучшим гуманитарным образованием. Во время учёбы на филологическом факультете заново образовалась после недолгого отсутствия испанская группа романо-германского отделения, куда Павел Алексеевич перешёл к основоположникам советской испанистики Эрнестине Иосифовне Левинтовой и Марии Луисе Гонсалес. В МГУ тех лет преподавали такие фигуры отечественной филологии, как Бонди, Гудзий, Благой, Виппер, Реформатский, Будагов, Радциг, Виноградов, Самарин, если ограничиться только некоторыми именами. Вместе с Павлом Алексеевичем учились крупнейшие в будущем литературоведы и литераторы Марк Щеглов, Лев Анненский, Владимир Лакшин, Пётр Палиевский, Вадим Кожинов, Инна Тертерян, опять же, если ограничиться упоминанием некоторых, так как это поколение отличалось именами. В 1956 году Павел Алексеевич закончил МГУ и короткое время работал в “Вестнике Академии Наук”. В это время он пишет музыковедческие работы о Россини, Мусоргском,Римском-Корсакове, помогает друзьям работать над музыкальными диссертациями. Пишет тексты к пластинкам великого тенора Ивана Семеновича Козловского. Сочиняет музыку с товарищем и будущим композитором Владимиром Дашкевичем. Трудолюбие и работоспособность всегда отличали Павла Алексеевича, как и его способность к самообразованию, ведомая исследовательским интересом. К тому же времени относится начало его увлечения музыкой Испании и испаноязычной Америки. По провидению, в том же здании “Вестника Академии Наук” располагалась аспирантура ВНИИ искусствознания Министерства Культуры СССР, с чьими сотрудниками он познакомился в общей курилке. Его работа о Бахе вызвала у них чрезвычайный интерес, однако принять его в аспирантуру без окончания Консерватории не позволяли правила приёма. Поступал Павел Алексеевич по личному распоряжению министра культуры, сдав вступительные экзамены на отлично,- и закончил аспирантуру в 1962 году. До поступления в Институт Латинской Америки Академии Наук СССР (ИЛА АН СССР, позднее ИЛА РАН), Павел Алексеевич работал в журналах “Советская музыка” и “Музыкальная жизнь”. В 1972 году он поступил в ИЛА АН СССР, где проработал в секторе культуры до конца своей жизни старшим научным сотрудником, а с 1987 года, приобретя немалый опыт научно-организационной работы, заведующим сектором культуры. Павел Алексеевич принимал участие в работе международных и всесоюзных (во времена СССР) конференций. Будучи постоянным членом редколлегии, подготовил к печати значительную часть научных трудов сектора. Являлся автором четырёх опубликованных монографий, редактором-составителем нескольких коллективных сборников по проблемам культуры стран Латинской Америки, большого количества статей в периодических изданиях. Принимал участие во всех коллективных трудах сектора как автор. Им подготовлены 141 раздел о музыкальной культуре в двухтомном энциклопедическом справочнике “Латинская Америка” (издание “Советская энциклопедия” 1980 г.), а также все статьи о музыкальной культуре Испании, Португалии и Латинской Америки (всего 146) для шеститомного “Музыкального энциклопедического словаря” изд. “Советская энциклопедия” 1990 г. Неполный объём одних названий работ, написанных за эти годы, составляет список в десять страниц. Высокий теоретический уровень отличает его исследования, они широко известны не только отечественному читателю, но и специалистам Кубы, Боливии, Мексики и других латиноамериканских стран. До недавних пор кандидат искусствоведения Павел Алексеевич Пичугин был единственным специалистом в России по музыкальной культуре Латинской Америки, пока в 1990 году не стал научным руководителем диссертации Виталия Романовича Доценко, продолжившего стезю своего учителя русской музыкальной латиноамериканистики. В последние годы Павел Алексеевич занимался подготовкой энциклопедии “Культура Латинской Америки”, вышедшей в 2000 году (изд. РОССПЭН, Москва), где им написано большинство статей и где он является ответственным редактором. Работа удостоена премии ЮНЕСКО “За вклад в диалог между цивилизациями” и Диплома Лауреата конкурса 2001 г. в номинации “Лучшие книги года”, присуждённого Ассоциацией книгоиздателей. Кроме того, Павел Алексеевич закончил книгу “Аргентинское танго”, которую восторженно приняли на обсуждении в ИЛА РАН, но, за неимением средств, при жизни автора не издали. Только сейчас её готовят к публикации. Отрывки из неё можно прочитать на сайте http://www.otango.ru/text/poetikatango.html Умер Павел Алексеевич Пичугин 6 июня 2001 года за три недели до своего семидесятилетия. Похоронен на Крестовском кладбище в Москве |